Saturday, January 09, 2010

"The Bridgegroom" by Alexander Pushkin

Жених (1825)
Александр Сергеевич Пушкин

Три дня купеческая дочь

Наташа пропадала;

Она на двор на третью ночь

Без памяти вбежала.

С вопросами отец и мать

К Наташе стали приступать.

Наташа их не слышит,

Дрожит и еле дышит.

Тужила мать, тужил отец,

И долго приступали,

И отступились наконец,

А тайны не узнали.

Наташа стала, как была,

Опять румяна, весела,

Опять пошла с сестрами

Сидеть за воротами.

Раз у тесовых у ворот,

С подружками своими,

Сидела девица -- и вот

Промчалась перед ними

Лихая тройка с молодцом.

Конями, крытыми ковром,

В санях он, стоя, правит,

И гонит всех, и давит.

Он, поравнявшись, поглядел,

Наташа поглядела,

Он вихрем мимо пролетел,

Наташа помертвела.

Стремглав домой она бежит.

"Он! он! узнала! -- говорит,--

Он, точно он! держите,

Друзья мои, спасите!"

Печально слушает семья,

Качая головою;

Отец ей: "Милая моя,

Откройся предо мною.

Обидел кто тебя, скажи,

Хоть только след нам укажи".

Наташа плачет снова.

И более ни слова.

Наутро сваха к ним на двор

Нежданная приходит.

Наташу хвалит, разговор

С отцом ее заводит:

"У вас товар, у нас купец:

Собою парень молодец,

И статный, и проворный,

Не вздорный, не зазорный.

Богат, умен, ни перед кем

Не кланяется в пояс,

А как боярин между тем

Живет, не беспокоясь;

А подарит невесте вдруг

И лисью шубу, и жемчуг,

И перстни золотые,

И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчера

Ее за воротами;

Не по рукам ли, да с двора,

Да в церковь с образами?

"Она сидит за пирогом

Да речь ведет обиняком,

А бедная невеста

Себе не видит места.

"Согласен,-- говорит отец,--

Ступай благополучно,

Моя Наташа, под венец:

Одной в светелке скучно.

Не век девицей вековать,

Не все касатке распевать,

Пора гнездо устроить,

Чтоб детушек покоить".

Наташа к стенке уперлась

И слово молвить хочет --

Вдруг зарыдала, затряслась,

И плачет, и хохочет.

В смятенье сваха к ней бежит,

Водой студеною поит

И льет остаток чаши

На голову Наташи.

Крушится, охает семья.

Опомнилась Наташа

И говорит: "Послушна я,

Святая воля ваша.

Зовите жениха на пир.

Пеките хлебы на весь мир,

На славу мед варите

Да суд на пир зовите".

"Изволь, Наташа, ангел мой!

Готов тебе в забаву

Я жизнь отдать!" -- И пир горой;

Пекут, варят на славу.

Вот гости честные нашли,

За стол невесту повели;

Поют подружки, плачут,

А вот и сани скачут.

Вот и жених -- и все за стол,

Звенят, гремят стаканы,

Заздравный ковш кругом пошел;

Все шумно, гости пьяны.

Ж е н и х:

А что же, милые друзья,

Невеста красная моя

Не пьет, не ест, не служит:

О чем невеста тужит?

Невеста жениху в ответ:

"Откроюсь наудачу.

Душе моей покоя нет,

И день и ночь я плачу:

Недобрый сон меня крушит".

Отец ей: "Что ж твой сон гласит?

Скажи нам, что такое,

Дитя мое родное?"

"Мне снилось,-- говорит она,--

Зашла я в лес дремучий,

И было поздно; чуть луна

Светила из-за тучи;

С тропинки сбилась я: в глуши

Не слышно было ни души,

И сосны лишь да ели

Вершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву,

Изба передо мною.

Я к ней, стучу -- молчат. Зову --

Ответа нет; с мольбою

Дверь отворила я. Вхожу --

В избе свеча горит; гляжу --

Везде сребро да злато,

Все светло и богато".

Ж е н и х:

А чем же худ, скажи, твой сон?

Знать, жить тебе богато.

Н е в е с т а:

Постой, сударь, не кончен он.

На серебро, на злато,

На сукна, коврики, парчу,

На новгородскую камчу

Я молча любовалась

И диву дивовалась.

Вдруг слышу крик и конский топ...

Подъехали к крылечку.

Я поскорее дверью хлоп

И спряталась за печку.

Вот слышу много голосов...

Взошли двенадцать молодцов,

И с ними голубица

Красавица-девица.

Взошли толпой, не поклонясь,

Икон не замечая;

За стол садятся, не молясь

И шапок не снимая.

На первом месте брат большой,

По праву руку брат меньшой,

По леву голубица

Красавица-девица.

Крик, хохот, песни, шум и звон,

Разгульное похмелье...

Ж е н и х:

А чем же худ, скажи, твой сон?

Вещает он веселье.

Н е в е с т а:

Постой, сударь, не кончен он.

Идет похмелье, гром и звон,

Пир весело бушует,

Лишь девица горюет.

Сидит, молчит, ни ест, ни пьет

И током слезы точит,

А старший брат свой нож берет,

Присвистывая точит;

Глядит на девицу-красу,

И вдруг хватает за косу,

Злодей девицу губит,

Ей праву руку рубит.

"Ну это,-- говорит жених,--

Прямая небылица!

Но не тужи, твой сон не лих,

Поверь, душа-девица".

Она глядит ему в лицо.

"А это с чьей руки кольцо?" --

Вдруг молвила невеста,

И все привстали с места.

Кольцо катится и звенит,

Жених дрожит, бледнея;

Смутились гости.-- Суд гласит:

"Держи, вязать злодея!

"Злодей окован, обличен

И скоро смертию казнен.

Прославилась Наташа!

И вся тут песня наша.

0 Comments:

Post a Comment

<< Home